Результаты мониторинга состояния предпринимательского климата, проведенного в феврале текущего года, подтверждают, что для предпринимателей ужесточение конкуренции продолжает оставаться одной из основных проблем.
Большинство респондентов (69%) оценивают конкуренцию как достаточно сильную и очень сильную. Наиболее остро ужесточение конкуренции наблюдается у предпринимателей, занятых в сфере торговли (24%), а также в сфере транспортных услуг, строительства и недвижимости (11%). Чаще усиление конкуренции отмечали в сфере недвижимости (83%), услуг связи (75%) и информационных технологий (60%). Это на 7% больше, чем в прошлом году. Только 2% предпринимателей указали на существенное ослабление конкуренции в своей отрасли.
Результаты исследования и предложения для включения в государственный доклад о состоянии конкуренции в России направлены в Федеральную антимонопольную службу.
В частности, от предпринимателей неоднократно поступают жалобы, связанные с наличием острой проблемы демпинга цен в сфере закупок, осуществляемых по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По мнению «ОПОРЫ РОССИИ», требуются меры по сокращению доли участников закупок, не имеющих в достаточной мере ресурсов для исполнения контрактов. Особую обеспокоенность бизнеса вызывает процедура получения лицензии на допуск к государственной тайне для исполнения государственного контракта.
В сфере жилищно-коммунального хозяйства, согласно обращениям членов организации, необходимо уточнить понятие «общедомовое имущество». Деятельность предприятий субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающего услуги жителям многоквартирных домов, ставится в зависимость от решений управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами. Используя свои полномочия, последние перераспределяют рынок в пользу лояльных им или аффилированных с ними организаций. Эта зависимость, в результате, вступает в противоречие с духом антимонопольного законодательства, основанного на равенстве всех участников рынка.
Помимо этого, за счет изменения методики определения объемов потребляемых ресурсов и введения повышающего коэффициента 1,5 при расчете размера платы за коммунальную услугу в случае, если многоквартирный дом не оборудован общедомовым прибором учета, обращается внимание на проблему роста платежей. Сравнительный анализ выставленных счетов за текущий отопительный сезон и аналогичный период предыдущего года показал рост платежей от 2 до 11 раз. Кроме того, правилами предоставления коммунальных слуг несправедливо уравнены тарифы на тепло в отапливаемых нежилых помещениях и в подвальных помещениях, не оборудованных приборами отопления, в которых проходят исключительно общедомовые коммуникации.
Резкий рост платежей за тепловую энергию может привести к сворачиванию бизнеса у предпринимателей, эксплуатирующих нежилые помещения в многоквартирных домах.
По оценкам «ОПОРЫ РОССИИ», аналогичная проблема, связанная с существенным ростов платежей, может возникнуть и с 1 июля 2017 г. в отношении платы за водоотведение после вступления в силу принятых постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 №1498 очередных поправок в постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354.
По-прежнему сильным негативным фактором, влияющим на развитие здоровой конкуренции, остаются государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные некоммерческие организации и иные организации, чье финансирование осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Их деятельность при поддержке органов власти способствует монополизации конкурентных рынков с последующим вытеснением с них других предпринимателей. В связи с чем процедура создания новых ГУП (МУП) должна быть жестко урегулирована, в том числе по согласованию с ФАС России. Их организация возможна только в случае, если они создаются для осуществления деятельности на товарном рынке с недостаточно развитой конкуренцией.
Необходимо также провести оценку деятельности уже существующих предприятий на предмет целесообразности их дальнейшего существования.
В области торговли вызывают вопросы регулирования трансграничной торговли, эквайринга, злоупотребления торговых сетей своим доминирующим положением на рынке и запрета реализации табачной продукции в киосках.
«ОПОРА РОССИИ» также предлагает провести ревизию систем добровольной сертификации и обеспечить открытость их требований.
В настоящее время крупные государственные корпорации открыли для публичного доступа списки планируемых к закупке товаров и услуг. Они значительно упростили поиск закупок для предпринимателей, но при этом у субъектов малого и среднего предпринимательства практически отсутствует возможность в них участвовать и заключить государственный контракт. Это связано с тем, что почти все крупные заказчики требуют прохождение подрядчиками добровольной сертификации для установления соответствия стандартам заказчика в одобренных ими организациях. Стоимость услуг сертификации в таких организациях необоснованно высокая (до полутора миллионов рублей, в то время как обычная сертификация в рамках «национальной системы» обойдется в триста тысяч рублей).