Минэкономики считает социальное предпринимательство приоритетом в части развития малого и среднего бизнеса. Ведомство предлагает создать единые критерии для определения статуса социального предпринимателя и поддержки таких предприятий. Впрочем, те усилия, которые государство с 2012 года направляет на все малое и среднее предпринимательство (МСП), пока, по оценке сотрудников таких предприятий, существенно не изменили их положения. Представители же социально ориентированных НКО считают, что льготы привлекут в социалку бизнес, который со временем вытеснит их из сферы соцуслуг.
Минэкономики предлагает определить статус социального предпринимательства и разработать единые меры его поддержки — законопроект об этом опубликован на портале regulation.gov.ru. Социальное предпринимательство (СП) предлагается выделить как отдельную приоритетную область деятельности малого бизнеса. Социальным может считаться предприятие, специализирующееся на производстве продукции и предоставлении услуг пожилым людям, несовершеннолетним, женщинам с малолетними детьми, россиянам, находящимся в трудной жизненной ситуации, либо на создании для них рабочих мест. Определить, какое предприятие МСП может считаться социальным, а также разработать порядок внесения сведений о них в единый реестр МСП (его ведет ФНС) должно правительство.
Кроме того, проект определяет единые принципы оказания господдержки социальным предпринимателям. Регионам предлагается создавать “инфраструктуру их поддержки”, предоставляя им помещения на льготных условиях, банки франшиз и образовательные программы. Также СП смогут арендовать государственное и муниципальное имущество без конкурсов. Авторы документа подчеркивают, что поддержка СП оказывается еще с 2012 года — сейчас поддержку СП оказывают 52 региона, в 18 из них созданы центры инноваций социальной сферы, где предприниматели могут получить консультации. С 2012 года на такие мероприятия потрачено 1,5 млрд руб.
Несмотря на господдержку, сами сотрудники МСП социальной направленности описывают свое положение довольно мрачно. Согласно исследованию Высшей школы экономики “Ресурсы работников малого и среднего бизнеса и их самочувствие на рынке труда” (1,6 тыс. сотрудников предприятий с численностью до 250 человек), 60% из них оценивают свой финансовый статус как средний. Доходы почти 80% не превышали 15-25 тыс. руб. в месяц (лишь в два-три раза выше прожиточного минимума). Почти 60% доходами не удовлетворены, но считают, что выглядят не хуже и не лучше других. Лишь каждый пятый работник ответил, что хотел бы найти другую работу, а 57% так или иначе беспокоятся, что могут потерять имеющуюся. Это может объясняться уровнем их квалификации: около 60% работников МСП имеют низкий квалификационный ресурс, а хотя бы минимальное повышение квалификации прошли всего 4%.
Представители же НКО считают, что законопроект ставит их в неравное положение с бизнесом. По мнению главы НКО “Благое дело” (Свердловская область) Веры Симаковой, бизнес не будет заниматься реабилитацией “инвалидов с ментальными нарушениями”: “Они наймут в художественно-ремесленные мастерские инвалидов III группы, а все наши 53 дауна, аутиста и олигофрена будут сидеть дома”. По ее мнению, их организация “и так в неравном положении по сравнению с малым бизнесом, а если закон будет принят, то МСП потянется в сферу соцуслуг, а НКО просто вытеснят с этого поля”. Член Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова также считает законопроект несправедливым, потому что в нем не говорится об НКО. По ее словам, СО НКО жалуются, что у них неодинаковые условия с бизнесом — невозможно взять платный кредит, нет бизнес-инкубаторов. Отметим, что проектом статус “социального предпринимателя” для МСП не ограничен по времени, в то время как НКО раз в два года обязаны подтверждать статус “исполнитель общественно полезных услуг” ради права на льготы. Экс-мэр Калуги Виталий Черников считает, что “при непрозрачных бюджетной и финансовых схемах и наличии откатов идея создать нормальную конкуренцию в сфере соцуслуг между НКО и бизнесом вряд ли воплотится”. По его словам, “малый и средний бизнес сейчас сидит без денег, а если будут преференции — побежит в социалку, при этом отпихнет НКО, потому что знает, куда пойти, сколько и куда занести”.
При этом в перспективе по замыслу правительства негосударственные предприятия должны более чем наполовину заменить государство в сфере социальных услуг. По разработанному Минфином законопроекту уже с 2018 года власти регионов смогут формировать госзаказ, заключать договоры ГЧП и концессионные соглашения или монетизировать не менее 20% услуг для граждан в сферах образования, спорта, культуры и соцзащиты, а к 2020 году частным организациям отдадут не менее 60% соцуслуг (подробнее см. “Ъ” от 5 августа).
Источник: kommersant.ru