Информация для работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан
Порядок привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ регулируется Федеральным закономот 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ).
В соответствии с ч.2 ст.13 ФЗ работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.
В качестве работодателя может выступать, в том числе, иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии патента.
Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие дня осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, непревышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент.
В случае принятия решения об указании в патентепрофессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина последний не вправе осуществлять на территории данного субъекта Российской Федерации трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в патенте.
За нарушение порядка привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельностипредусмотрена административная ответственность в виде штрафа до 800 тысяч рублей, а также административного приостановления деятельности на срок до 90 суток (ст.ст.18.15, 18.16 КоАП РФ).
Кроме того, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации (ст.18.8 КоАП РФ), представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета (ст.19.27 КоАП РФ), а также нарушения в области трудовой миграции, предусмотренные ст. 18.10 и ч. 2 ст. 18.17 КоАП РФ, влекут за собой наложение штрафа, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации или без такового.
Организация незаконной миграции, фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации являются уголовно-наказуемыми деяниями, за которые предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы (ст.ст.322.1 – 322.3 УК РФ).
Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации понимается постановка их на учет по месту пребывания в Российской Федерации на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов, либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без их намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо постановка иностранных граждан или лиц без гражданства на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.